Learning foreign language efficiently: how to start?

Сейчас у многих возникает потребность в изучении иностранного языка (чаще всего — английского). Поскольку современный мир учит нас разумно распределять своё время, мы ищем способ не просто изучить иностранный язык, а способ изучить его быстро и с наименьшими затратами. В общем, ищем эффективный метод изучения.

Небольшое отступление. Имея опыт изучения четырёх иностранных языков, я в определенный момент времени пришла к банальному вопросу. А что значит «знать иностранный язык?» Ответить на него мне кажется очень важным для того, чтобы найти тот самый эффективный метод изучения.

На территории постсоветского пространства сформировано своеобразное представление о том, что значит «знать иностранный язык». Для нас это значит владеть им так же, как родным. Кроме территории бывшего СССР, я больше нигде не встречала выражения «владение языком в совершенстве». Понимаете, какая планка поставлена? В совершенстве. Из этой установки вытекают следующие следствия:

  • нельзя делать ошибки в речи;
  • нужно понимать любые тексты и любую речь на этом языке (в т.ч. профессиональную лексику, жаргон, художественную литературу, поэзию и пр.);
  • нужно говорить без акцента;
  • нужно иметь такой же словарный запас, как у носителя языка;
  • нужно быть способным переводить тексты и устную речь в обоих направлениях.

Ни одна из этих целей на практике не выполнима. Вкратце поясню, почему. Сколько ваших знакомых в совершенстве владеют родным языком? Не делают ошибок в устной и письменной речи? Ясно и четко выражают свои мысли? Имеют богатый словарный запас, сыпят эпитетами, пословицами и поговорками? Сколько лет вы изучали свой родной язык? Есть ли у вас такое же количество времени на изучение иностранного?

Итак, уровень владения языком — сложное понятие. Не всегда мы в совершенстве владеем своим родным языком, не говоря уже об иностранном. Чтобы изучить язык «в совершенстве», нужно большое количество времени, а времени у нас мало. Поэтому, при изучении иностранного языка важно отойти от понятия «знать в совершенстве», встроенного в наши головы, и определиться с тем, какой уровень знания необходим именно мне. Определиться помогут следующие вопросы:

  1. Почему вы решили изучать иностранный язык?
  2. Зачем вам нужен этот иностранный язык?
  3. С кем вы хотите на нём общаться?
  4. Нужен ли вам сертификат знания языка?
  5. Нужно ли вам будет читать тексты на этом языке?

why_learn_a_language_42

Ясно, что тот, кому нужен только разговорный язык, должен обучаться по-другому, чем тот, кто хочет понимать профессиональные тексты на этом языке, или тот, кому нужно набрать определенное количество баллов на экзамене. Часто у нас бывает несколько целей — мы хотим понимать иностранную речь, но и сертификат тоже необходим. Тогда нужно подумать, что для вас стоит на первом месте, а что может подождать.

Итак, вы определились со своими целями в изучении языка. Приступаем к следующему этапу. Все мы учимся по-разному. Кто-то мыслит словами, а кто-то — образами; кто-то лучше запоминает, если в это время переживает интенсивные эмоции, а кому-то нужна спокойная обстановка; один не запомнит, пока не поймёт логику и принцип построения выражения, а другому нужно просто услышать это выражение в живой речи, в контексте. Сейчас вы наверняка спросили себя: «А как мыслю я? Образами или словами? Когда я лучше запоминаю?» Дело в том, что мы редко задумываемся о том, как мы обучаемся, как понимаем, как запоминаем. Многие считают, что у них нет способностей к изучению иностранных языков, или что у них плохая память. Здесь уместна следующая метафора.

boost-brain-power

Представьте, что вы сидите перед супермощным компьютером, который может всё. Вычислять, сохранять огромные объемы информации, строить картинки в 3D-формате, анализировать и пр. Но вы не знаете, как этим компьютером пользоваться. Будет ли от него для вас прок? Сможете ли вы с его помощью что-то сделать? Так же и с нашим мозгом. У каждого из нас в распоряжении мощная машина для обучения и запоминания, но сначала надо понять, как она работает. Это требует определенного времени, но потом вы будете вознаграждены вполне. Поскольку узнаете много нового о себе, и сможете быть более эффективными и быстрыми не только в изучении языков, но и во многих других сферах.

Итак, вопросы, на которые нам нужно ответить на этом этапе:

  1. Когда я лучше запоминаю — утром или вечером, до еды или после, в тишине или слушая музыку, сидя за столом или гуляя?
  2. Что помогает мне в понимании новых, незнакомых вещей? Нарисовать схему, порассуждать вслух, обсудить это с кем-то?
  3. Я лучше понимаю, когда читаю объяснение сам или когда мне кто-то объясняет?
  4. Как быстро я устаю, когда изучаю что-либо? Почему я устаю?
  5. Как я пойму, что уже усвоил какой-то навык? (например, когда вы учились складывать столбиком, забивать гвозди или готовить — как вы поняли, что уже научились?)

Иными словами, не бывает универсального эффективного метода обучения. Есть то, что работает в вашем конкретном случае, и то, что не работает. Наблюдая за собой, вы сможете понять, что подходит именно вам и позволяет изучать, запоминать наиболее эффективно.

motivation für geld

Третий, возможно, самый важный компонент вашей индивидуальной методики обучения — это мотивация. Изучение иностранного языка, как ни крути, требует времени. Гораздо проще выделить время для того, что приносит нам радость и удовлетворение, чем для того, что мы терпеть не можем. Радость и удовлетворение мы можем испытывать от самого процесса изучения («Ура, я учу французский!») и/или от результатов («Круто, я уже могу сказать это и это!»). Многие бросают обучение именно по этой причине — нет  ни радости от процесса изучения, ни удовлетворения от результатов обучения.

Но для того, чтобы радость и удовлетворение были, надо опять-таки знать, когда мы их испытываем, и сознательно обращать своё внимание на эти моменты. Мотивацию необходимо взращивать. Понаблюдайте — вы человек «процесса» или «результата»? Что вам приносит удовольствие в жизни? И, начав изучать иностранный язык, подольше задерживайтесь на том, от чего вы испытываете кайф. Поймите, что приносит вам радость, и стремитесь к этому. Сполна наслаждайтесь моментами, когда вы чувствуете, что у вас что-то получается, когда вам становится интересно и увлекательно; наслаждайтесь моментами, когда вас что-то удивляет или смешит в изучаемом. Так обучение станет увлекательным путешествием к заданной вами цели.

Хорошего плавания!

This page is being translated. Please try again later.

Please rate this post

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading ... Loading ...