Конструктивное мышление и его роль в преодолении стресса

konstruktivnoeВ современной психологии существуют разные подходы к пониманию процесса преодоления стресса. Исследования показывают, что на его протекание влияют некоторые темпераментальные характеристики (степень чувствительности нервной системы к стрессовым воздействиям); характер переживаемых в стрессовых ситуациях эмоций (гл.образом исследуется влияние негативных эмоций), стиль копинга и многие другие факторы [1]. Однако все они показывают стрессовую реакцию человека как физиологической системы,  или рассматривают ее с бихевиоральной точки зрения.Человек как мыслящий субъект долгое время оставался за рамками теорий стресса. Одну из первых попыток рассмотреть стрессовую реакцию как процесс, в котором участвует интеллект человека, познавательные процессы, предприняли Лазарус и Фолкман [2,3]. Они представили стрессовую ситуацию как транзакцию индивида с окружением, подчеркивая роль когнитивной оценки (cognitive appraisal) в этом взаимодействии. Выделили первичную и вторичную оценки ситуации, ввели понятие «эмоциональный копинг» и «копинг, ориентированный на проблему». Однако в концепции Лазаруса и Фолкман мышление еще не выступает как единая система, свойства которой определяют характер восприятия стрессовой ситуации и способ ее преодоления. Такой подход был представлен Эпштейном [4,5]. Он выделил два типа мышления: рациональное и практическое, ввел понятие «конструктивное мышление» и разработал тест  для его измерения.

Утверждение, что существуют два типа мышления, является очень важным в теории Эпштейна. Анализируя результаты исследований, проведенных в США (Valiant, 1977; FelsmaniValiant, 1987, цит. за Эпштейн и Майер [4]) и установивших, что «традиционный» показатель мышления IQ не гарантирует успеха во всех сферах жизни, Эпштейн предположил, что за достижение успеха в науке и в «практической» сфере жизни отвечают разные системы мышления, находящие свою репрезентацию в «академическом уме» и «практическом уме». Тесты IQ измеряют уровень „академического ума», абсолютно не касаясь сферы «практического ума». В отличие от рационального мышления, которое дает преимущества в научной карьере и деятельности, требующей логического анализа, практическое мышление – основа психического здоровья, успешных межличностных отношений и карьерных  достижений. Оно помогает находить решения в ежедневно появляющихся трудных ситуациях – что является одним из условий успешного преодоления стресса. Такие свойства практического мышления, выделенные Эпштейном, как способность к быстрому усваиванию «уроков» пережитого опыта и наличие готовых схем действия, обеспечивающих быстроту реакции – являются очень полезными в стрессовых ситуациях.

Эпштейн приводит следующие доказательства существования двух видов мышления. У животных со сложноорганизованной психикой в процессе эволюции сформировалось мышление, опирающееся на обучении непосредственно из опыта, и служащее таким образом быстрой адаптации к окружению. У человека, несмотря на появление нового, «научного» уровня мышления, сохраняется и предшествующий ему эволюционно тип – «опытное» мышление. В своей жизни мы можем ощущать «конфликт между сердцем и разумом», что является конфликтом разных типов (уровней) мышления.

Подробно характеризуя разницы в функционировании двух систем мышления, Эпштейн приводит следующую таблицу, которая, по нашему мнению, позволяет наилучшим образом уяснить для себя природу рационального и практического мышления, свойства их взаимодействия с окружением и то, как они интерпретируют события.

Таблица 1. Характеристика двух систем мышления

Практическое мышление Рациональное мышление
Обучается непосредственно на основе опыта Обучается на основе абстрактных репрезентаций опыта
Высокая скорость мышления: ориентировано на немедленное действие Более низкая скорость мышления: ориентировано на планирование, прогнозирование, рассуждение
Холистично (целостно) Аналитично (анализ отдельных частей)
Элементы мышления — ассоциации Мышление в категориях каузальности (причина-следствие)
Тесно связано с эмоциями Отделяет мысли от эмоций
Интерпретирует опыт и управляет осознаваемыми мыслями  через ассоциации, реминисценции из прошлого опыта Интерпретирует опыт с помощью сознательной оценки ситуации
«Видит» мир в конкретных образах, метафорах, примерах «Видит» мир через символы (числа, слова)
Переживается пассивно, на автоматическом уровне (как будто эмоции управляют нами) Переживается активно, осознанно (как будто мы контролируем появление эмоций)
Убеждения формируются непосредственно на основе опыта (даже единичного) Убеждения должны быть проверены логикой и «верифицированы» окружающей действительностью
Ориентировано на результат Ориентировано на процесс
Оперирует широкими категориями Оперирует категориями градации, отделения одного от другого
Функционирует на разный манер, что соответствует разным эмоциональным состояниям Высоко интегрировано и имеет более согласованную внутреннюю структуру

источник: Epstein S. Constructive Thinking: The Key to Emotional Intelligence, 1998

Эпштейн [5] считает, что в повседневной жизни наше поведение управляется больше системой практического мышления, поскольку оно позволяет быстро реагировать на изменение обстановки; однако нам кажется, что мы руководствуемся исключительно логикой и рациональным мышлением. Происходит это потому, что последнее склонно рационализировать результаты работы практического мышления «постфактум». Если система практического мышления вовлекается в действие первой и без участия сознания, значит, это происходит автоматически. Эпштейн подчеркивает, что автоматическое мышление определяет наше восприятие ситуации, а следовательно, и наше поведение в ней. Поэтому Эпштейн определяет конструктивное мышление как «степень, в которой автоматическое мышление индивида служит результативному решению проблем и при этом минимальному воздействию стресса».

Проанализировав теорию Эпштейна, мы постарались создать образ «конструктивно мыслящей личности». Такая личность характеризуется самопринятием, позитивной оценкой себя и своей жизни, позитивной ориентацией по отношению к миру (оптимизмом). Она воспринимает мир не как источник угрозы и опасности, но как безопасное пространство, способствующее самораскрытию личности. Установки такой личности характеризуются гибкостью, а стратегии поведения – адаптивностью. Она способна дистанцироваться от своих проблем, не принимает неудачи близко к сердцу. Такую личность характеризует активная жизненная позиция – она заинтересована в деятельности разного рода, и охотно вовлекается во взаимодействия с людьми на почве этой деятельности; ставит себе цели и стремится к их достижению; сталкиваясь с проблемой, не пытается убежать, но расценивает проблему как возможность проявить себя, опробовать свои силы. Ей сопутствует ощущение контроля – она уверена, что сама конструирует собственную жизнь, стремится контролировать происходящее в ее жизни, но одновременно способна «плыть по течению», когда ход событий не зависит от наших действий. Здесь стоит привести еще одно определение конструктивного мышления, которое дает Эпштейн [5]: «Мыслить конструктивно значит принимать то, на что мы не способны повлиять, воздействовать на то, на что мы можем повлиять и знать разницу между первым и вторым».

Как приведенные выше черты личности способствуют более успешному преодолению стресса? В рамках теории Эпштейна, они приводят к позитивной направленности автоматических мыслей при столкновении со стрессовой ситуацией (например «Это интересно, я хочу понять почему так произошло», «Я обладаю способностями, которые помогут мне решить эту проблему», «Я могу повлиять на происходящее», «Не получилось сейчас – получится позже» и т.п.). Такие мысли, в свою очередь, побуждают человека активно вовлечься в происходящее, приложить максимум усилий к изменению ситуации в свою пользу. В этот момент человек переживает положительные эмоции от того, что реализует свои силы и способности. Эмоции, в свою очередь, поддерживают дальнейшую активность. В случае неудачи человек концентрируется не на самообвинении и негативных эмоциях, а на вовлечении в новую деятельность, направленную на развитие собственных компетенций и навыков, полезных в разрешении проблем подобного рода.

Что влияет на формирование у человека конструктивного или деструктивного типа мышления? Эпштейн [5] указывает на то, что тип мышления формируется в детстве, однако не развивает эту мысль. Анализируя основные черты конструктивного мышления, приведенные выше, мы предположили, что их формирование может быть связано с прохождением определенных возрастных кризисов. Если обратить внимание, например, на периодизацию развития по  Э. Эриксону, то можно сделать вывод, что результат разрешения кризисов (формирование базального доверия/недоверия; развитие автономности/чувства стыда и неуверенности в себе; формирование инициативности в действиях, ориентации на цель/пассивности и чувства вины; формирование чувства компетентности/неполноценности) влияет на то, насколько конструктивно или неконструктивно будет мыслить человек.

Подводя итоги, можно сказать, что понятие «конструктивного мышления» позволяет по-новому посмотреть на процесс преодоления стресса. Конструктивное мышление тесно связано с системой когнитивных конструктов личности, касающихся оценки происходящих событий, собственных способностей к разрешению жизненных проблем,  оценки результативности своих действий. Способность мыслить конструктивно формируется в течение жизни, возможно на это оказывает влияние способ и результат решения основных конфликтов возрастного развития. Поскольку конструктивное мышление тесно связано с автоматическим мышлением, то возможный способ более успешного преодоления стрессовых ситуаций – контроль за появлением автоматических мыслей и их преобразование. Автоматическое мышление, утверждающее способность личности справиться со стрессовой ситуацией, способствует выбору более адаптивной стратегии поведения.

Литература:

  1. Ogińska-Bulik N., Juczyński Z.  Osobowość, stress a zdrowie. Warszawa: Difin, 2008
  2. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984
  3. Lazarus R.S., Folkman S.. Transactional theory and research on emotions and coping. “Europe Journal of Personality”, 1987, No 1, p.141-169
  4. Epstein S., Meier P. Constructive thinking: a broad coping variable with specific components. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, No. 2, p. 332-350
  5. Epstein S. Constructive Thinking: The Key to Emotional Intelligence. Greenwood Publishing Group, 1998

Как цитировать эту статью:

Завалко Д.А. (2009). Конструктивное мышление и его роль в преодолении стресса. В сб.: Сб. научных студенческих работ психолого-педагогического факультета ВКГУ им. С. Аманжолова, изд-во ВКГУ им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск.

Вы можете оценить эту статью

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Loading ... Loading ...